Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.
Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).
Отметим, что по оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи, возможно причинение вреда по меньшей мере каждому 10 пациенту.
«Не навреди» (primum non nocere) — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться. Тем не менее, врачебные ошибки случаются, причем гораздо чаще, чем того хотелось бы, поэтому вопрос безопасности пациентов остро стоит не только в развивающихся, но и в развитых государствах.
Говорить на языке безопасности пациента
Медицинская помощь не должна причинять вреда никому!
•Профилактика заболеваний - основа вашего здоровья и благополучия.
•Своевременно обращаться за медицинской помощью и быть активно вовлеченным в сохранение и поддержание вашего собственного здоровья.
•Обязательно предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье.
•Не стесняться задавать вопросы медицинскому персоналу.
•Информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи, в т. ч. по вопросам обезболивания.
•Рассматривайте пациентов как партнеров при оказании им медицинской помощи.
•Работайте в духе сотрудничества в интересах безопасности пациентов.
•Постоянно повышайте свою квалификацию и углубляйте знания по безопасности пациентов.
•Формируйте культуру безопасности пациентов в медицинских организациях в духе открытости и прозрачности.
•Поощряйте представление информации об ошибках без акцента на наказании виновных, но в интересах извлечения уроков для безопасности пациентов.
Всемирный день безопасности пациентов — это глобальная кампания по повышению осведомленности о безопасности пациентов и координированию усилий для ее обеспечения как на национальном, так и на международном уровне.
Главные его задачи — повысить осведомленность о проблемах безопасности пациентов во всем мире, подчеркнуть центральную роль безопасности пациентов в достижении всеобщего охвата медико-санитарными услугами и целей в области устойчивого развития, поощрять разработку систем и процедур, которые позволяют уменьшить количество врачебных ошибок и ликвидировать последствия уже совершенных.
ЦЕЛИ
•Расширение согласованных глобальных действий по обеспечению безопасности пациентов.
•Внедрение мер по снижению вреда для пациента.
•Обмен информацией о безопасности пациентов при оказании медицинской помощи.
•Повышение осведомленности общественности и средств массовой информации по ключевым вопросам, касающимся безопасности пациентов.
•Генерация и практическая оценка новых идей для повышения безопасности пациентов.
•Помощь пациентам в повышении их вклада в обеспечение собственной безопасности.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ – это кампания для всех заинтересованных сторон в системе здравоохранения для совместной работы по повышению безопасности пациентов.
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ 1.Глобальные задачи (охватывающие значительные риски для пациентов): ‒ профилактика и борьба с инфекциями ‒ обеспечение хирургической безопасности
2.«Пациенты за свою безопасность» (обучение, вовлечение пациентов)
3.Научные исследования для обеспечения безопасности пациентов (изучение неблагоприятных событий)
4.Международная классификация в области безопасности пациентов (ICPS)
5.Обучение медицинского персонала для обеспечения безопасности пациентов (предотвращение возможного причинения вреда пациентам)
6.Мероприятия и действия (решения) по предотвращению повторного возникновения проблем по безопасности пациентов
7.Внедрение подхода «5s» - разработка стандартизованных методик по обеспечению безопасности пациентов.
8.Использование новых технологий для улучшения безопасности пациентов
9.Управление и обмен знаниями между государствами и партнерскими организациями для безопасности пациентов на глобальном уровне
10.Обеспечение безопасности пациентов при переливании крови
11.Обучение для повышения безопасности медицинской помощи – обучение студентов медицинских ВУЗов
12.Стимулирование медицинских работников и организаций за достижения в области безопасности пациентов
13.Единые медицинские контрольные списки (перечни, чек-листы) для медицинских работников (по разным направлениям медицинской деятельности)
«Мы хотим, чтобы все пациенты, их защитники и лица, осуществляющие уход, взяли на себя обязательство уделять первостепенное внимание безопасности пациентов и сделать здравоохранение более безопасным во всем мире!»
БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО ЗДОРОВЬЯ ВАМ!
Материал подготовила инструктор-валеолог Зельвенского районного ЦГЭ Ж.Б.Петкевич