Что такое аутизм?
"Аутичность"(от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм, аутистическое расстройство) - нарушение, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма включает комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.
Кроме "классических" форм аутизма Каннера существуют также "спектральные расстройства" (такие, как синдром Аспергера), которые имеют характеристики, сходные с основным синдромом, но без полного набора критериев. Целую группу аутистических и похожих на аутизм заболеваний, иногда относят к "расстройствам аутистического спектра", "аутистическому континууму" или "глубокому нарушению развития" (PDD).
Основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:
-речь и коммуникация;
-социальное взаимодействие;
-воображение;
-эмоциональная сфера.
Симптомы, часто появляющиеся при аутизме:
-гиперактивность (особенно в раннем детском или подростковом возрасте);
-слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, но присутствуют периодически или постоянно и у взрослых);
-гиперчувствительность к прикосновению;
-необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов;
-нанесение себе повреждений;
-пониженная болевая чувствительность;
-агрессивные проявления и перемены настроения;
-трудности в общении и социализации;
-неспособность установления эмоциональных связей;
-нарушение речевого развития, однако следует отметить;
-аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Основных формы проявления аутизма:
1. Полная отрешенность от происходящего. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.
2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.
3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень "речевые" дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.
Причины возникновения аутизма!
В настоящее время причины возникновения аутизма до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.
По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.
Правила взаимодействия взрослых с аутичными детьми!
Принимать ребёнка таким, какой он есть;
Исходить из интересов ребёнка;
Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни;
Соблюдать ежедневные ритуалы;
Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте;
Чаще родителям присутствовать в группе или классе. Где занимается ребёнок;
Как можно чаще разговаривать с ребёнком;
Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности используя наглядную информацию;
Избегать переутомления ребёнка.
Материал подготовила инструктор- валеолог Буслович Е.С.