Праздник провозглашён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/237 в 1993 году.
Идея учреждения данного праздника возникла еще в 1989 году, когда желая обратить внимание общественности разных стран на проблемы семьи, Генассамблея ООН провозгласила 1994 год Международным годом семьи, а в 1993 году приняла резолюцию об учреждении сегодняшнего праздника.
Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. А его проведение предоставляет возможность повысить уровень информированности в вопросах, касающихся семей, и углубить знание социально-экономических и демографических процессов, влияющих на положение семей.
Здоровая и крепкая семья – это основная составляющая демографической политики государства.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2023 года №28 утверждена Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы. Государственная программа подготовлена на основе ключевых положений Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, ежегодных посланий Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, других стратегических и программных документов отраслевого и регионального развития, а также с учетом параметров демографического прогноза численности и структуры населения Республики Беларусь.
Государственная программа является комплексной, межведомственной и будет способствовать достижению индикаторов национальной безопасности страны в сфере здравоохранения и демографической безопасности, а также достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития (далее – ЦУР), объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
Здоровая и крепкая семья – это основная составляющая демографической политики государства.
Семейная политика в Республике Беларусь включает масштабный комплекс мер поддержки семей, прежде всего многодетных, и реализуется посредством:
выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей;
предоставления семейного капитала многодетным семьям;
предоставления государственной поддержки многодетным семьям при строительстве (реконструкции) жилья;
предоставления бесплатного набора продуктов питания для детей первых двух лет жизни и других видов государственной адресной социальной помощи;
осуществления социального обслуживания семей с детьми;
предоставления гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства; поощрения труда материнства государственной наградой – орденом Матери.
Результаты пятилетней (2015–2019 годы) программы семейного капитала доказали ее эффективность. Темпы роста количества детей, рожденных третьими и последующими в 2015–2019 годах, составили 140,4 процента по сравнению с 2010–2014 годами. В стране проживает 108,7 тысячи многодетных семей. Программа семейного капитала продлена до 2024 года.
С 2016 года наметилась тенденция снижения общего числа родившихся детей. В 2019 году число родившихся по сравнению в 2016 годом уменьшилось на 25,6 процента. Суммарный коэффициент рождаемости за данный период уменьшился с 1,73 до 1,38 ребенка на одну женщину фертильного возраста.
Удельный вес первых рождений снизился с 41,2 процента в 2016 году до 38,7 процента в 2019 году, вторых рождений – с 39,9 процента в 2016 году до 38,3 процента в 2019 году. Доля третьих и последующих рождений увеличилась с 18,9 процента до 23 процентов соответственно.
Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости в предстоящий период является развитие системы поддержки семей с акцентом на рождение вторых и последующих детей.
Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов. Ценность и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но количество браков снижается наряду с увеличивающимся числом разводов. В 2019 году коэффициент заключенных браков составил 6,7 на 1000 человек, а коэффициент разводов – 3,7 (в 2016 году – 6,8 и 3,4 соответственно).
В связи с этим особого внимания требует оказание содействия семьям в укреплении брака, расширении различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей, подготовки молодежи к семейной жизни.
Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 27,2 процента, частота искусственного прерывания беременности в стране остается высокой (9,7 на 1000 женщин фертильного возраста в 2019 году).
Это свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов, включая проведение предабортного психологического консультирования.
В современных условиях отмечается неуклонный рост гинекологических заболеваний, высокий уровень женского и мужского бесплодия. Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении вспомогательных репродуктивных технологий. Число женщин, страдающих бесплодием, составляет около 750–780 на 100 тысяч женского населения 18–49 лет, мужчин – около 100–200 на 100 тысяч мужского населения в возрасте 18 лет и старше. Эффективность применения экстракорпорального оплодотворения колеблется в пределах 41–43 процентов. Треть родоразрешений осуществляется путем операции кесарево сечение.
Остается высокой частота осложнений во время беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.
Ситуация в стране характеризуется высокой потребностью в медицинской реабилитации детей при наиболее распространенных и приводящих к инвалидности заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях. Особую категорию среди детей, нуждающихся в медицинской реабилитации, представляют дети, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Ключевыми направлениями деятельности, которые позволят решить поставленные задачи, являются:
совершенствование государственной поддержки семей с детьми (развитие программы семейного капитала, системы государственных пособий, социальных услуг и другое);
содействие гармоничному совмещению родительских и профессиональных обязанностей, ответственному родительству;
повышение качества информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей;
создание условий для воспитания в семьях детей-инвалидов, в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внедрение в учреждениях общего среднего образования родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной жизни обучающихся;
охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения, в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий;
проведение комплексной пренатальной диагностики;
развитие фетальной и неонатальной хирургии – инновационных направлений оказания медицинской помощи внутриутробно;
внедрение новых технологий неонатального скрининга как основы раннего выявления и профилактики наследственной патологии.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 к 2025 году:
суммарный коэффициент рождаемости – 1,32–1,46 рождения на одну женщину;
коэффициент младенческой смертности – 3,0 на 1000 родившихся живыми;
етская смертность – 30,0 на 100 000 детского населения (0–17 лет);
количество учреждений общего среднего образования, в которых реализуются программы педагогического просвещения родителей и (или) программы факультативных занятий, содержащие вопросы подготовки обучающихся к семейной жизни – 100 процентов.
Материал подготовил и.о.главного врача Зельвенского районного ЦГЭ Павел Леонидович Диваков
Вернуться в раздел ГЛАВНАЯ